В 2021 году на российский рынок вышел премиальный кроссовер Exeed TXL от дочернего бренда Chery. Компактный кроссовер с мощным турбированным двигателем и по приятной цене быстро обрел популярность. Как и все новое из Поднебесной, вызвал массу вопросов по надежности используемых агрегатов. Ответим на вопрос, какая коробка в Exeed TXL, её ресурс, технические характеристики и регламент обслуживания.
Варианты устанавливаемых КПП на Exeed TXL
Для российских автолюбителей предлагается безальтернативная 7-ми ступенчатая преселективная роботизированная трансмиссия 7DCT. Под внутренним наименованием концерна Chery скрывается коробка PowerShift 7DCT300 от немецкой компании Getrag.
7-ми диапазонная роботизированная коробка передач PowerShift Getrag 7DCT300
В серийное производство робот вышел в 2015 году и первоначально устанавливался на переднеприводные автомобили BMW и Renault. Представляет собой дальнейшее развитие 6-ти ступенчатого робота PowerShift 6DCT250, который прошел долгий путь от сырой и ненадежной конструкции до коробки, до тиража в 1 млн экземпляров ежегодно. Конструкция состоит из двух многодисковых сцеплений и электрогидравлических приводов переключения передач.
Основное отличие в замене сухого сцепления на вариант многодисковых муфт, работающих в масле. Приводы остались от 6-ти ступки. Дополнительно добавили встроенную поддержку систем «старт-стоп», движение накатом с выключенным двигателем и возможность модификации для работы с гибридными силовыми установками. Гибридные силовые установки пока не ставятся на автомобили Exeed, но в 2022 году бренд презентовал собственную разработку – гибридную платформу ET-i.
Муфты сцепления, работающие в масле, имеют ряд преимуществ перед сухими:
- На 70% меньшую инерцию, что позволяет лучше контролировать разгон и торможение коробки;
- Предельная рабочая температура выше в 3 раза, вследствие чего лучшее сопротивление перегреву при пробуксовках;
- Масса механизма сцепления меньше на 10 кг;
- Увеличение предельного крутящего момента с 250 до 320 Нм, а предельные обороты до 7500 об/мин.
Конструкция трансмиссии трехвальная, причем в зависимости от компоновки подкапотного пространства расстояние между ведущими валами и ведомым может изменяться от 183 мм в компактных авто до 192 мм в полноприводных автомобилях.
Для более плавной работы первые две передачи оснащены двойными синхронизаторами, все последующие одинарными. На каждом сцеплении установлен персональный привод. То есть у каждой муфты свой гидроцилиндр, героторный насос, электродвигатель на 12 вольт и датчик давления. Помимо установки в приводы электромоторы также задействованы для переключения передач. Преимуществом такого решения является то, что переключить передачу можно даже при заглушенном двигателе, используя электросеть автомобиля.
Технические характеристики и заправочные объемы РКПП
В сравнении с гидротрансформаторными автоматами робот 7DCT работает с минимальным количеством смазки – всего 4 литра. Масло подбирается по допуску Renault DW5 или BMW DCTF-2. Для частичной замены потребуется 3,5 литра масла.
Когда менять масло в РКПП Exeed TXL
На официальной презентации во время проведения Drivetrain Forum в Кельне представители компании озвучили пожизненное использование масла как одно из преимуществ в плане простоты обслуживания коробки. Но производители с этим не согласились и озвучивают в своих мануалах период замены от 50 до 90 тыс.км. В случае с Exeed TXL производитель обозначил замену каждые 60 тыс.км.
Поломки РКПП Exeed TXL
Несмотря на широкое распространение и постоянные работы по доводке трансмиссии, агрегат имеет свойственные только ему поломки. Одни вызваны некачественным обслуживанием, другие являются следствием конструктивных недостатков.
Толчки при трогании и переключении
Данная проблема преследует все поколения РКПП PowerShift Getrag 7DCT300. Основное решение на новых автомобилях — это обновление прошивки коробки. Большое количество моделей автомобилей разных производителей не дают возможности создать универсальное программное обеспечение, которое идеально работает с любым двигателем. Доводку программы осуществляют автопроизводители, но как правило автомобиль выпускается с сырой прошивкой, которая совершенствуется в дальнейшем.
Запотевания вокруг поддона
Данная проблема часто беспокоит владельцев TXL и других автомобилей с данной коробкой, но это не является поломкой, а официально признано конструктивной особенностью агрегата. Запотевание не приводит к падению уровня и давления масла в системе при условии соблюдения периода замены жидкости. Основной причиной называют искривление геометрии детали под воздействием высоких температур.
Дорогая замена пакета сцеплений
Это не совсем относится к поломкам, но владелец, который с этим столкнется, будет крайне опечален. Замена может потребоваться либо ввиду пробега более 150 тыс.км., либо при агрессивной езде как по асфальту, так и вне дорог. Только замена сцеплений, если обошлось без поломок сопутствующих элементов обойдется минимум в 100 тысяч рублей. Самый масштабный ремонт легко перейдет отметку в 300 тысяч.
Итоги и выводы
Роботизированная коробка 7DCT, устанавливаемая на Exeed TXL, не имеет критических проблем с надежностью. Главная проблема — это дорогостоящая замена пакета сцеплений, которая касается автомобилей с пробегами более 150 тыс. км. Владелец TXL из автосалона вряд ли с этим столкнется.