Новости о том, что продукция отечественного автопрома где-то за рубежом является синонимом роскоши и хорошего вкуса, вызывают снисходительную улыбку. Сразу возникает предположение что речь идет, скорее всего о развивающихся странах.
Любопытно, что примерно так же реагируют жители Китая, когда узнают, что автомобили брендов из КНР считаются в России достойными уважения. Непатриотично? Вовсе нет.
В последние годы Китай захлестнула волна всеобщей автомобилизации. 75% из более чем сотни представленных на китайском рынке брендов – местные. При этом им принадлежит почти 80% рынка. На долю каждого известного европейского производителя приходится в лучшем случае 1,5%. Несмотря на территориальную близость, южнокорейские бренды в Китае представлены лишь двумя компаниями, а из числа европейских автогигантов на этот огромный рынок смогли пробиться только девять.
Так что отечественные производители у китайцев пользуются несомненным уважением и авторитетом. Но на этом сходство между отношением местного населения и россиян к автомобилям, произведенным в КНР, заканчивается.
Лидером внутреннего рынка по итогам I квартала 2023 года стала BYD, которая делает ставки на инновационное направление. Без малого полмиллиона автомобилей этой марки было продано за 3 месяца текущего года. При этом в России даже название этого бренда почти неизвестно, а купить редкий гибрид BYD напрямую невозможно, даже если очень захотеть. Разве что воспользоваться хитрой схемой параллельного импорта.
Если проанализировать структуру продаж китайских автомобилей в России, то безоговорочным лидером окажется компактный кроссовер Jolion. Его приобрели более 7000 россиян. А на родине он занял унылую 17-ю строчку в рейтинге продаж с показателем менее 90 тысяч продаж. По сравнению с лидером это ну очень скромные цифры.
Популярный у наших автомобилистов Hongqi в Китае спросом не пользуется. Его можно найти на 20й строчке рейтинга продаж с объемом реализации чуть выше 75 тыс. экземпляров. В России его позиционируют как модель с повышенным уровнем комфорта и приравнивают к лидерам немецкого автопрома. Если посмотреть на отношение к этому бренду на родине, то уверенности в достоверности таких хвалебных характеристик поубавится.
Лидером продаж китайских автомобилей в России стала Chery. За I квартал 2023 года продано почти 60 тыс. этих шустрых машинок. Ее активно раскручивают у нас, при этом в Китае она, мягко говоря, непопулярна. Самая продаваемая модель этого бренда — Tiggo 7 Pro – была продана на родине тиражом менее 6 тысяч экземпляров.
В российской столице пышно обставили презентацию бренда Tank как производителя внедорожников, который вызывает бесконечное доверие. В этом можно начинать сомневаться: китайские блогеры раскритиковали конструкцию большинства моделей этой марки. И причины для этого весьма уважительные: стало известно, что во время краш-теста у автомобиля системы безопасности просто не сработали и он оказался в кювете. Поэтому явно переоцененный в России Tank в китайском рейтинге занимает лишь 37-ю строчку с объемом продаж в жалкие 23 тыс. экземпляров.
И, наконец, любимый многими Exeed китайцы вообще не оценили. На долю бренда приходится всего 0,1% рынка, то есть продано чуть более 6,5 тыс автомобилей этой марки. Хотя с точки зрения россиян – это премиум-авто с богатой комплектацией, китайцы, видимо, имеют совершенно другое представление об элитных автомобилях. Если говорить об известных у нас Foton и Haima, то судя по объему продаж на родине (1383 и 2541 шт. соответственно), дела у брендов совсем печальны. При этом в России их ситуация не безнадежна.
Уже есть сведения о том, что новинки от Haima — минивэн 7x и кроссовер 8s – готовятся получить сертификаты для выхода на российский рынок.
Пикапы и грузовики Foton, которые пользуются в России репутацией приличных транспортных средств, в КНР считаются недостойными внимания. Наверное, пора полюбопытствовать, почему.