Полный привод, реализованный Great Wall Motors в индустриальном парке в Тульской области специально для россиян на Haval Jolion — это ничто иное, как по привычке китайцами названная Haldex 5 или управляемая электроникой гидромуфта BorgWarner.
Как отмечают в отзывах представители нашего гаражного сообщества, которые являются владельцами полноприводных Jolion, что не следует чересчур полагаться на внедорожные возможности этих компактных кроссоверов.
Только и всего, что можно на полном приводе Джолион — это с горем пополам выехать из средне размерного сугроба, да по осенне-весенней грунтовке иногда доехать до родительской дачи. Хотя для подстраховки, желательно иметь в дачном поселке знакомого тракториста. В общем, данный компактник — это всего лишь городской кроссовер с некоторыми зачатками внедорожной проходимости.
Дьявол косяков полного привода Джолион кроется в деталях
Отзывы нашего брата по поводу внедорожных способностей объекта нашего внимания можно сформулировать в одной фразе, что полный привод Jolion — это отнюдь не комплемент этому кроссоверу. И всему виной — это слишком поздние команды, идущие от софта на муфту BorgWarner в качестве реакции на изменяющуюся дорожную обстановку.
Хотя, как утверждают наши гаражные знатоки, что эта же муфта, на том же родственном Хавал Ф7 работает вполне себе адекватно.
Особенности работы полного привода Jolion
Многие якобы знающие люди из нашего гаражного сообщества, объясняя работу муфты Халдекс ничтоже не сумняшеся утверждают, что эта муфта, при наличии пробуксовки колес передка автоматически включает в работу задние колеса и при этом блокирует дифференциал. Однако, на самом деле это не так.
Дело в том, что даже в тех случаях, когда передние колеса находятся в хорошем сцеплении с дорогой, муфта все равно десятую часть вращательной мощности передает на задние колеса. Тем самым, как бы подпирая привод передка.
А вот полного блокирования дифференциалов, как переднего, так и заднего моста у российского Джулион не предусмотрено. Иначе говоря, электрогидравлическая муфта обеспечивает постоянную готовность для подключения полного привода, и призвана мгновенно откликаться на изменения дорожных условий с помощью распределения тяговых усилий между передним и задним колесами.
Выходит, что очень важное значение для корректной и эффективной работы полного привода имеет блок его управления или программное обеспечение этой работы, что на сленге программистов называется софтом.
Схема работы электронной системы управления BorgWarner
Упрощенно схему работы полного привода Джолион, как и систему управления BorgWarner можно рассмотреть нижеследующем рисунке.
При формировании команд для исполнительных механизмов муфты управляющий блок осуществляет анализ информации, которая поступает от:
- передних колес о степени их пробуксовки;
- датчиков динамики или скорости движения и наличии наката или нагрузки на передний привод;
- положения руля;
- антиблокировочной системы;
- датчика контроля ускорения и многих других датчиков.
От полноты поступающей в управляющей блок информации зависит своевременность и адекватность реакции муфты полного привода на изменяющуюся дорожную обстановку. Если передок Джолиона попадает на скользкий участок дороги, то муфта должна сразу же сработать таким образом, чтобы увеличить силу вращения задних колес.
Зависимость тут прямо пропорциональная, чем больше пробуксовка передка, тем больший момент вращения должен передаваться на задние колеса, тем сильнее по команде от электроники должен сжиматься пакет фрикционов.
Формирование (прокачка и калибровка) динамической модели управления муфтой
Для того, чтобы установить, какие токовые значения должны быть у команд для поддержания нужных параметров давления гидравлики для обеспечения нормальной работы муфты, ее привод первым делом проходит прокачку, а потом осуществляется калибровка значений давления в диапазоне от нулевого значения в гидравлической системе и вплоть до 44 бар.
Результатом калибровки является определение параметров силы тока, нужной для обеспечения необходимого давления гидравлики для той или иной дорожной ситуации.
Нормально работающая программа электронного управления муфтой (софт) все эти манипуляции с прокачкой и калибровкой динамической модели осуществляет в автоматическом режиме в процессе каждой поездки кроссовера.
Схема электронного управления муфтой
Наиболее важная информация для реализации динамической модели контролирования актуального состояния и управления муфтой полного привода поступает от управляющего блока ABC (см. J104) на схеме ниже:
Другая информация для формирования командных сигналов, например, о генерации вращательных усилий движка идет от соответствующего моторного J623 блока.
Данные о параметрах движения, например, в состоянии, когда кроссовер находится в вираже идут от датчика поворота руля и блока рулевого усиления J500.
Что касается «железа» для обеспечения полного привода Jolion
Наиболее важным исполнительным механизмом обеспечения нормальной работы гидромуфты BorgWarner является поршневого типа масляный насос с наличием центробежного регулятора. Этот агрегат призван обеспечивать необходимое давление в гидравлике муфты, регулируя ее с помощью соответствующего блока J492 управления (см. схему выше).
В качестве итогов
Ознакомившись с обзором основных особенностей организации полного привода Jolion, можно сделать вывод, что странное поведение муфты BorgWarner, а именно наличие задержек в переброске тяги на задний мост — это косяки управляющего этой муфтой софта.
Поэтому, если появились признаки неадекватной работы полного привода у Хавал Джолион, то следует общаться к официалам для перепрошивки и калибровки блока управления муфтой BorgWarner.