Процесс зарядки аккумулятора на Geely Coolray при запущенном двигателе – один из самых сложных и ненадёжных. Производитель установил на автомобиль систему интеллектуальной зарядки IBS, которая является одной из самых уязвимых.
Многие владельцы Geely Coolray замечали, как с наступлением холодов напряжение заряда после длительной стоянки понижается до 12.2-12,4 В. Это крайне мало. Многие начинают сразу грешить на неисправность аккумулятора или генератора. На самом деле в 99% случаев виноват датчик IBS. Проверить его довольно просто: нужно завести машину и просто отсоединить датчик. Если напряжение выросло до 14,2-14,4 В, проблема точно в нём.
Особенности «умной» зарядки АКБ на Geely Coolray
На Geely Coolray установлена интеллектуальная система зарядки АКБ, включающая в себя мехатронный датчик. Он контролирует:
- напряжение и ток заряда;
- ток разряда при заглушенном двигателе;
- температуру электролита.
Подача управляющего напряжения на датчик выполняется по отдельному проводу. Датчик соединяется с системой управления через интерфейс и передаёт данные в систему DME.
Многие владельцы Geely Coolray обращали внимание, что напряжение заряда аккумуляторной батареи иногда начинает прыгать с 12,6 до 13,2 В. Такого быть не должно, т.к. на автомобиле установлено зарядное реле, работающее в паре с электронным блоком. Как только с генератора снимается разъём, уровень выходного напряжения стабилизируется но нормальных 13,9-14,2 В, а на панели приборов загорается аварийный индикатор.
Такой признак говорит о неисправности интеллектуального датчика состояния аккумуляторной батареи системы IBS. IBS самостоятельно ограничивает зарядный ток и напряжение до минимально допустимых значений по сигналу датчика.
Датчик устанавливается на минусовой клемме аккумуляторной батареи и имеет вот такой вид:
Его номер 7048017600. Датчик подходит для двигателей 3G15TD и JLH3G15TD. Стоимость нового изделия в сборе с минусовой клеммой составляет от 12 000 до 13 000 рублей. Б/у датчик обойдётся в 2-2,5 раза дешевле.
Функции системы IBS Geely Coolray
Интеллектуальный датчик АКБ предназначен для:
- автоматического расчёта рабочих параметров АКБ с целью выбора оптимального режима заряда;
- определения данных для периодической калибровки величины заряда АКБ;
- контроля токов «покоя»;
- самостоятельного определения режимов заряда с помощью электронного блока DME.
Дискретность работы датчика IBS Geely Coolray составляет 14 секунд. Т.е. каждые 14 секунд он активируется и считывает параметры работы аккумулятора. Время измерения не превышает 50 милисекунд.
Как только параметры АКБ, считанные датчиком IBS, достигнут критических значений, к примеру, минимально допустимое напряжение или максимально допустимая температура, DME по сигналу датчика заблокирует основные системы автомобиля и выдаст на панель приборов сообщение об ошибке.
Какая АКБ подходит на Geely Coolray?
Для Geely Coolray, которые выпускаются с 2019 года, подходят и азиатские, и европейские типоразмеры аккумуляторных батарей. Единственное условие – пусковой ток не должен быть ниже 70 А. Ёмкость АКБ должна находиться в пределах 60-85 А×ч.
Габаритные размеры аккумулятора:
- европейский корпус: 278×175×190 мм по длине, ширине и высоте соответственно;
- азиатский корпус: 232×175×225 мм по длине, ширине и высоте.
В качестве производителя можно выбрать авторитетные Bosch, Mutlu, Tudor, Dominator, Tyumen, Titan, Зверь, Bars, ТАВ, Medalist.
Особенности кальциевых и EFB аккумуляторов для Geely Coolray
Обычно на Geely Coolray устанавливаются аккумуляторные батареи кальциевого типа. Особенность их эксплуатации в том, что нужно периодически следить за уровнем напряжения и никогда не допускать глубокого разряда. Считается, что крайний нижний порог составляет 11,9 В. Нормальное напряжение полностью заряженной АКБ составляет 12,6-12,8 В. В официальных рекомендациях от Geely можно встретить, что при плотности электролита менее 1,16 г/см3 аккумулятор необходимо заменять новым. Восстановить рабочие характеристики такой АКБ путём обычной зарядки уже не получится.
Зарядное напряжение для кальциевых аккумуляторов Geely Coolray не должно превышать 14,4 В, а ток не более 10 % от ёмкости. К примеру, при ёмкости АКБ 75 А×ч максимальный зарядный ток не должен превышать 7,5 А.
Эти цифры пригодятся в том случае, если вы решите зарядить АКБ самостоятельно.
Некоторые дилеры устанавливают на Geely Coolray аккумуляторы EFB. Это АКБ обслуживаемого типа с характерными пробками на корпусе. Обычно их 6, по числу ячеек. Enhanced Flooded Battery – EFB – отличаются более толстыми в сравнении с кальциевыми аккумуляторами пластинами. Пластины помещаются в оболочку из микроволокна. Оболочка «удерживает» электролит в каждой отдельной секции АКБ, обеспечивая поддержание высокой плотности. АКБ данного типа отличаются высоким КПД и стабильным процессом электролиза независимо от температуры окружающего воздуха.
На EFB-аккумуляторах выходное напряжение часто составляет 13 В +/- 0,5 В. Это особенность батареи и ни в коем случае не предпосылки её неисправности.
Выбирайте:
- кальциевый аккумулятор типа Ca/Ca, если вы ежедневно и много ездите;
- свинцово-кислотный EFB-аккумулятор, если вы ездите на Geely Coolray максимам 2-3 раза в неделю.
При должном уходе оба типа АКБ будут служить верой и правдой не менее 5 лет.