Китайцам наконец-то надоело выслушивать претензии по настройке управляющей электроники автомобилей и они начали делать нормальные машины. Так и здесь: двигатель вольвовский от Тугеллы, да и беспроблемная АКПП-8 (Айсин) от неё же, а полный привод Монджаро доработали установкой принудительной блокировки муфты: не нравится алгоритм работы электроники — включай блокировку вручную и будет тебе счастье.
Устройство
Впрочем, схема полного привода у Монджаро типично кроссоверная. В нормальных условиях ведущим является передний мост. Уловив разницу в угловых скоростях разных колес (т е пробуксовку) и сопоставив с данными других датчиков (например, положения руля: в повороте колеса будут идти по разным траекториям и их частота вращения будут отличаться, но это не повод включать полный привод), электроника дает команду на подключение заднего моста.
Электрогидравлическая муфта BorgWarner, по гордому заявлению китайцев, шестого поколения (хотя у производителя муфты о шестом поколении никто и не слышал) за 0,2 сек смыкает пакет фрикционов и крутящий момент подается на задний мост. А дальше нюанс, блокировок дифференциалов не предусмотрено, их роль должно играть подтормаживание буксующего колеса системой ESP.
Но вот она-то довольно задумчива, на видео тестов Монджаро на роликовых стендах хорошо заметен этот период размышлений и поначалу робкие попытки все-таки исправить ситуацию, особенно если буксуют сразу 3 колеса.
Управление полным приводом
В отличие от полноценных внедорожников выносить управление полным приводом на отдельный орган в Монджаро не стали, спрятав его среди общих режимов движения, переключаемых шайбой на центральном тоннеле. Их всего шесть:
- комфортный;
- экономичный;
- спортивный;
- интеллектуальный (в нем электроника должна подстраиваться под характер движения конкретного водителя);
- снег;
- внедорожный.
В большинстве режимов муфта будет подключаться в автоматическом режиме по командам электроники. В том числе и в режиме «снег», на который подумают многие. Но нет, на «снегу» всего-навсего автомат будет стартовать со второй передачи, да реакции на газ будут сглажены.
Жестко блокируется муфта с распределением 50:50 лишь во внедорожном режиме, который и рекомендуется использовать в тяжелых дорожных условиях. Использовать блокировку можно на скоростях до 40 км/ч, при превышении она сама отключится.
С обслуживанием муфты ясности нет. Джили заявляет её (вместе с АКПП) необслуживаемой в регламенте ТО Монджаро. В то же время у других автопроизводителей те же муфты подлежат обслуживанию в виде замены масла каждые 3 года. Более того, в последнем поколении муфт удален масляный фильтр, так что чистота масла зависит исключительно от замены. Владельцам придется самим решать этот вопрос.
Принципиальная схема работы муфты полного привода

Очень упрощенно, муфта представляет собой нормально разомкнутое многодисковое сцепление. Пока автомобиль едет по ровной дороге, диски вращаются одновременно, но независимо друг от друга. При этом относительно друг друга они неподвижны.
На повороте колеса проходят разный путь, возникает разность угловых скоростей, приводящая в движение гидронасос, тот начинает качать рабочую жидкость, но электроника не дает команду клапанам на закрытие и масло просто стравливается в картер.
При пробуксовке передних колес снова возникает разность вращений дисков и запускается гидронасос. Но в этом случае электроника закрывает клапаны, масло идет в рабочий цилиндр, перемещает его, тем самым сжимая пакет фрикционов, т е включая сцепление и передавая крутящий момент на задний мост.При этом угловые скорости дисков уравниваются и насос перестает работать, сцепления размыкаются.
Это принципиальная схема работы, в реальности все несколько сложнее. Например, для того, чтобы подача крутящего момента не прервалась, как только автомобиль начал выезжать, предусмотрен гидроаккумулятор, цилиндр с подпружиненным поршнем, способный поддерживать давление в системе еще некоторое время после прекращения работы гидронасоса.
На случай избыточного давления, создаваемого гидронасосом при значительной разнице угловых скоростей (например, при трогании на гололеде и повышенной передаче) предусмотрен ограничительный клапан. Он же лимитирует максимально возможный передаваемый крутящий момент, заодно и не допуская ударного включения привода заднего моста.
Муфта полного привода Geely Monjaro (BorgWarner GenVI)
Со временем привод гидронасоса муфты стал электрическим, так удобнее управлять, изменяя подводимое к электродвигателю напряжение, и можно реализовать предварительное замыкание муфты, не дожидаясь пробуксовки колес. Заодно упростили конструкцию, отказавшись от регулирующих клапанов, гидроаккумулятора и еще ряда элементов.
Муфта Монджаро, громко названная новой китайцами, не такая уж новая. Это модернизированная версия 5 поколения, представленная БоргВарнером осенью далекого уже 2019 г. Шестым поколением её назвали позже, за неимением более прогрессивных конструкций.
Основные изменения относятся как раз к приводному электродвигателю, теперь собственной разработки БоргВарнер:
- патентованный 6-поршневой аксиальный гидронасос с центробежным регулированием, уравновешивающая масса стального шарика в обратном клапане устанавливает давление в зависимости от скорости двигателя;
- безщеточная схема должна увеличить ресурс, устранив отказ по причине износа щеток;
- интеграция ЭБУ в корпус электродвигателя должна повысить надежность за счет уменьшения проводов и соединений;
- «мокрый» ротор для устранения динамического радиального уплотнения между корпусом насоса и валом двигателя;
- бездатчиковое управление электродвигателем.
Эксплуатационные материалы
Номинально масло в муфте считается залитым на весь срок службы и в замене не нуждается. На практике, учитывая отказ от фильтра в конструкции муфты, владельцы предпочитают его менять через 40-60 тыс. км пробега:
- заправочный объем — 1 л;
- артикул BorgWarner — DS2018394 (оно же ВАГовское G 065 175 A2);
- артикул Volvo — 32240904 EU/CH, [32240905 USA/CAN].
На практике
Хотя Монджаро и остался классическим кроссовером, его внедорожные возможности существенно выше средних по классу. И дело тут не только в возможности жесткой блокировки муфты, хотя и это важно, но еще и в почти внедорожном клиренсе 210 мм и наличии гидромеханической трансмиссии, дающей приличную тягу на первой передаче и при этом допускающей аккуратное и плавное её дозирование при трогании, что особо важно на снегу или рыхлых грунтах.
На видео ниже блогер Кульдяев полез на Монджаро на трассу с более тяжелыми, чем для обычных кроссоверов, условиями и успешно преодолел её. Правда, нагреб задним обвесом снега и загнул его, но это проблема уже не полного привода.